12/31 Текст о тексте

Написала я текст. Неплохой, как мне кажется. Перечитала — и поняла, что он снова «от головы». Много правильных (для меня) фраз, всё, как надо, но… Но что? Да то, что нём опять было очень много обтекаемых мыслей и очень мало меня!

Слова — удивительная штука. Они способны помочь обнажиться и открыться навстречу миру во всей искренней уязвимости. Они же могут стать непробиваемой бронёй, отделяющей от мира защитой. От чего это зависит? От того, насколько сильно сквозь слова просвечивает личное «я». От того, чем пишешь: головой или сердцем. От того, насколько легко и бесстрашно пишешь, подбираешь «правильные» слова и темы или просто позволяешь идущему сквозь тебя потоку слиться в буквы и фразы. От того, пытаешься морализаторствовать, выдавать готовые рецепты или просто делишься собой, своим опытом и взглядом на мир, включая внутренний резонанс в тех, кому это созвучно и позволяя пройти мимо тем, кому это не близко.

Кстати, с точки зрения «рейтингов» тексты с готовыми рецептами «как жить» расходятся куда эффективнее. «10 правил чего-нибудь-там», нумерованный список, и эта обёртка — уже половина успеха текста. Вступают во взаимодействие «контролирующий (нормативный) родитель» в пишущем и «послушный (адаптивный) ребёнок» в читающем.

На этом же основаны и законы рекламы. Хочешь, чтобы реклама «выстрелила»? Используй в ней повелительное наклонение, призывающее к действию! Оно неосознанно цепляет внимание «послушного» ребёнка, парализуя его собственную волю, тот привычно слушается и выполняет, сам не понимая, как так получилось. (Полистайте популярные ныне лендинги, почти все они построены имено на этом принципе — «активировать» в потенциальном покупателе «послушного» ребёнка и подсунуть ему кнопку «купить» прежде, чем он успеет выскочить из включившейся в нём поведенческой программы!)

Многие знают про внутренние субличности: взрослый, родитель, ребёнок. Но не все знают, что эти субличности тоже подразделяются на виды. «Родитель» бывает «контролирующий» и «заботливый», а ребёнок — «послушный», «бунтующий» и «свободный».

Хочешь зацепить «послушного» ребёнка? Выдай в тексте убедительную чёткую инструкцию, укрась её повелительными наклонениями!

Хочешь привлечь внимание «бунтующего»? Начни текст фразой «ни в коем случае не читай дальше!»

Хочешь общаться в читателе со «свободным» ребёнком или со «взрослым»- просто говори, рассказывай, вдохновляй, поддерживай, делись, не изображая из себя гуру и не претендуя на истину в последней инстанции.

Особенность нашего времени в том, что в подавляющем большинстве людей внутренний ребёнок — «послушный», «родитель» — «нормативный», а «взрослого» вообще нет как такового.

Это же частенько бывает видно в тренингах, которые я организую: тех, кто приходит за готовыми рецептами и ответами больше, чем тех, кто готов к сотворчеству и нахождению своих собственных, правильных только для него самого, ответов.

Я всё же выбираю со своим читателем взаимодействовать на уровнях «свободный ребёнок» — «заботливый родитель» — «взрослый», в разных их комбинациях и сочетаниях. Но почему мне самой-то так страшно проявлять себя настоящую? Да потому что мой «свободный» ребёнок пока тоже не настолько свободный, насколько бы мне хотелось. Последствия «нормативного» воспитания по-прежнему дают себя знать.

Читаю приветственный пост одной из новых участниц проекта. «Я — странная женщина, говорящая с духами», — пишет она. «Как смело», — думаю я. Почему я не могу заявить о себе так же? Почему я рассказываю о своих странных снах, видениях, прогулках по прошлым жизням только на ушко близким знакомым? Несмотря на то, что магия — это то, что всю жизнь составляет основу моей жизни, что в снах я получаю ответы на все свои вопросы, а поэтому всегда знаю, в какую сторону мне идти, и, как правило, не слушаю ничьих советов и мнений.

Получаю приглашение в группу мероприятия от одной хорошей знакомой. «Семинар по БДСМ». «Какая молодец», — думаю я. — «Как смело — стать организатором такого события!» Почему я не могу быть настолько же открытой, как она? Несмотря на то, что уже много лет строю все личные отношения, основываясь именно на этой философии и знаю об этой субкультуре из собственного опыта столько, что хватит на несколько увесистых книг.

— Какие качества нужны тебе для осуществления своей мечты? — вопрос на тренинге Олега Карепова «Манифест моей счастливой жизни» пару месяцев назад.
— Наглость! — мой ответ.

Хотя на самом-то деле это смелость, наглостью она, видать, выглядит, в моей картине мира. Вот и где её взять?

А с другой стороны… «Она хочет так же как ты, но гордость и страх не пускают», — из сказанного мне на днях.

Вот так.. Для кого-то я — смелая, а самой себе кажусь трусихой. Живу, постоянно преодолевая свой страх. Страх быть собой, настоящей, открытой, такой, какая есть.

А «гордость» — для меня категория вообще умозрительная, одного корня с «гордыней», глупая идея в голове.

Интересно наблюдать внешнюю реакцию на свои посты. После каждого (!) происходит изменение окружающего меня интернет-пространства: несколько человек исключают меня из друзей, но зато добавляется и несколько новых. С тех пор, как начала вести блог, и особенно теперь, когда включилась в этот проект, стала расширяться география подписчиков, всё больше становится «друзей» из других городов.

Интересно наблюдать реакцию в комментариях, когда мой «свободный ребёнок» цепляет в ком-то «контролирующего родителя» и тот пытается его «воспитать», урезонить, приструнить, поставить на место, загнать в рамки.

Раньше меня это всё беспокоило, огорчало — «хорошая девочка» переживала, что её не одобряют и «не любят», начинала спорить, оправдываться, отстаивать своё право быть именно такой, металась между «послушным» и «бунтующим» ребёнком. Теперь просто наблюдаю, это же любопытно! И отслеживать в себе эти перемены — тоже любопытно.

Тот, написанный в начале текст, я на днях может быть всё-таки опубликую. Если ничего поинтереснее не случится. А пока — вот такие мысли вслух.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *