Чего хочет ребёнок, который ничего не хочет

Мой сегодняшний мастер-класс «Чего хочет ребёнок, который ничего не хочет» собрал (по словам организаторов «СемьяФест») рекордное количество записавшихся — более 60 человек. Пришло немного меньше, но всё равно очень много — сидячих мест хватило далеко не всем. Тема для многих оказалась актуальной, и это не удивительно.

Встречи на эту тему я провожу уже не в первый раз и всегда обращаю внимание на реакцию и поведение тех, кто присутствует на мастер-классе. Потому что в процессе я разворачиваю взгляд родителя с «бестолкового ребёнка» на них самих, на их стратегии взаимодействия со своими детьми, на отсутствие искреннего интереса к их желаниям и обесценивание их, к тому, что зачастую ребёнок не воспринимается как личность, что родители сами подавляют и гасят в нём не только желания, но и саму способность слышать и распознавать их в себе. Некоторые из родителей проживают инсайты и внимательно слушают новый для них взгляд на ситуацию. Другие уходят в глухую защиту: «Это не я плохой невнимательный родитель, это он — никчёмный ребёнок».

«А как быть, если у меня обычный «среднестатистический» ребёнок, у которого нет никаких талантов?» И ответ на этот вопрос я не могу дать в течение получасовой коллективной встречи. Потому что сначала мне надо объяснить родителю, что «бесталанных» детей не бывает, что одной этой фразой мама УЖЕ обесценила своего ребёнка, что надо отматывать куда-то назад и, внимательно наблюдая, находить в нём ТОТ САМЫЙ бриллиант, который, увы, уже успели перелицевать в булыжник…

«Моего ребёнка не интересует ничего, кроме гаджетов!» — жалуется другая, для наглядности предъявив нам ещё и сына. Который сидит, сжавшись и покраснев под пристальным вниманием целой толпы взрослых людей. В процессе маминого диалога выясняется, что мальчишка ходит в школу, и еще в спортивную школу, и ещё они активно проводят досуг. «У него абсолютно нет ни минуты свободного времени!» — восклицает мама. — «И тот короткий промежуток между активностями, который у него есть он бесцельно тратит на просмотр роликов на ютубе, вместо того, чтобы учить уроки!» Не понимая, что это ЕДИНСТВЕННАЯ возможность для сына отдохнуть и побыть наедине с собой.

Нынешние дети гораздо мудрее и осознаннее, чем были мы в их возрасте. Мы были «послушненькими», слепо подчинялись авторитетам, не задавали «неудобных» вопросов, делали, что скажут. У нынешних детей встроенная опция осознанности и сортировки «полезного» от «бесполезного». Они постоянно задают вопрос: «Зачем?» Если у родителей сохранен контакт с ребёнком и хватает компетентности, чтобы отвечать ему на этот вопрос — обоим повезло. Если нет, ребёнок продолжает его задавать, но уже внутри себя самого. И очень часто сам он не может найти ответ. «Потому что надо» — этот ответ его не удовлетворяет.

«Если я не понимаю, зачем мне нужно это делать, то я не буду этого делать», — вполне здраво рассуждает юный человек. Чтобы объяснить ему ЗАЧЕМ, родителям нужно сначала самим найти ответ на этот вопрос. Чтобы поддержать ребёнка в развитии его способностей, родителям надо чутко наблюдать своего ребёнка и не пропустить, не обесценить в нём его таланты. Чтобы научить ребёнка делать собственные выборы, родитель сначала должен уйти на уровень глубже, изучить информацию по теме и предоставить ребёнку поле вариантов, объяснив (а лучше, изыскав возможность дать попробовать) каждый из этих выборов и его последствия. Услышать ребёнка, обеспечить его информацией, научить с ней работать, делать выборы и нести за них отвественность, ошибаясь и набивая собственные шишки — это требует от родителя гораздо бОльшей работы, чем просто указать пальцем «иди туда».

Моя огромная благодарность Татьяне Игнатьевой, которая была сегодня со мной, своим присутствием поддерживая меня, и заодно обеспечила фоточками и видео с моих выступлений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *