ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Вчера общалась с двумя чудесными детьми — мальчик почти двенадцати лет и семилетняя девочка. Их взяли с собой на «взрослую» встречу и они, обрадованные таким количеством разных людей вокруг, стали немедленно придумывать, как с их помощью себя (и их тоже) развлечь.

«А давайте устроим выступление?! Вот там будет занавес, здесь — зрительный зал, и все будут показывать какие-нибудь свои номера! Вы ведь приготовите номер?» — дети уже всё продумали, распределили себя и взрослых по парам — кто с кем выступает вместе, нашли разноцветый светильник-ночничок для создания антуража… 

И на самом-то деле всё, что нам было нужно, чтобы поддержать эту идею и доставить детям (и себе!) маленькую, но очень важную радость — всего лишь свернуть свои «суперважные» разговоры на полчаса раньше (ну или хотя бы минут на пятнадцать — их бы тоже хватило!), и просто прочитать «со сцены» по маленькому стишку. Но… мы этого не сделали. Наши «суперважные» дела, конечно, оказались важней и заняли всё время до самого отъезда домой. 

Дети же быстро сообразили, что играть «в театр» с ними никто не будет, и, кажется, не очень расстроились на этот счет. Потому что, обнаружив карандаши, бумагу и одного не занятого взрослого, быстро придумали новую игру: кто-то один рисует, остальные за ним повторяют — воспроизводят его рисунок на своих листах, а он потом оценивает то, что у них получилось. Чувствуете, в этой игре явно «торчат уши» нашего отношения к детям — привычки заставлять их делать «по образцу», а потом — оценивание соответствия «оригиналу»? Впрочем, дети были великодушны и щедры на «пятёрки».

А потом наступило «самое страшное» — с точки зрения «нормального» взрослого: дети уткнулись носом в свои телефоны. «Что ты там делаешь?» — спрашиваю у мальчика. Он, не поднимая головы, отвечает: «Играю». «А во что играешь?» — продолжаю любопытствовать я.- «А играешь оффлайн или в сетевую?» «А хотите поиграть со мной?» — спрашивает он. Я киваю головой, и он мигом отрывается от своей игры и становится очень взрослым, серьезным и деловитым. «Значит так… Сначала Вам надо скачать Shareit» — он явно почувствовал себя «в своей тарелке», это та территория, на которой он компетентен и может научить «бестолковую взрослую». «А у меня он есть, не надо скачивать», — отвечаю я. Ребёнок забирает у меня телефон, находит программу: «Хм… И вправду есть. Версия, конечно, старая, но сойдет» — он быстро делится со мною своей игрой. «Откройте точку доступа со своего телефона? Умеете?» Я расшариваю интернет, и вот мы уже в одной игре. «Умеете играть в майнкрафт?» Девочка пристраивается рядом со мной и начинает показывать, как управлять игрой, как срубить дерево, как добыть еды. Я отдаю ей свой телефон и просто наблюдаю за их игрой. 

Двое детей сидят рядом друг с другом, уткнувшись в свои телефоны — вот та картинка, которая так пугает и раздражает взрослых. «Лучше бы друг с другом поиграли!», «Они совсем разучились общаться!» — что там ещё принято говорить в таких случаях?

А теперь — взгляд изнутри. Чёткое слаженное командное взаимодействие, которому многим взрослым ещё учиться и учиться. Ясное распределение ролей. Мальчик строит дом. Девочка добывает ресурсы и передает ему. «Уже поздно. пошли домой» — говорит он, управляя и руководя процессом. Они отлично ладят, дружат, сотрудничают — там в игре. 

Вечером говорю семнадцатилетнему сыну: «А я сегодня училась играть в майнкрафт». Он, отрываясь от компьютера, говорит: «А я как раз сейчас в него и играю». Прошу: «Расскажи мне о нём?»

Рассказывает: «Игра, мощно развивающая креативность. Потому что те же дома можно строить любой конструкции, на что хватит фантазии. Есть какой-то зарубежный архитектор, который там, в майнкрафте, построил дом по своему реальному проекту, например.. Есть всякие другие возможности, комбинируя которые, экспериментируя, можно создавать уникальные решения. И даже «строить» музыку из нот. Игра, обучающая созиданию в очень широком смысле этого понятия». 

А если игра сетевая, то это еще и ответственность, умение взаимодействовать в команде, распределять обязанности, понимать других с полуслова, принимать решения, руководить, подчиняться — множество коммуникативных навыков. В общем, там, в игре, они учатся всему тому же, чему учились мы, играя в свои дворовые, «докомпьтерные» игры, а может и большему. А еще — реальности жизни, как ни странно. Тому, что, чтобы добыть мясо, нужно убить животное, например. Да-да, убить. Что убив животное-детёныша мясо не получишь — это бессмысленная жестокость. Что чтобы построить дом, нужна древесина, и она бывает разных видов. И для этого надо срубить дерево. 

Но если бы мы услышали вчера их предложение поиграть «в театр», то вместо двух часов в телефонах эти два часа они потратили бы на подготовку своих «выступлений». Интересно, что лучше?…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *