ЗАЧЕМ МАМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

Мама — тот человек, который с рождения обучает ребёнка языку чувств и эмоций. А для этого ей самой нужно их понимать, различать, уметь проживать, не бояться в себе и других. «Что это сейчас происходит со мной?!» — ребёнок начинает постигать себя и свои состояния. И названия этим состояниям он получает от мамы. А заодно — и их «качественную» окраску. Всё, что вызывает у мамы непринятие и страх, автоматически будет обесценено и причислено к «плохим» эмоциям и чувствам. Если же у мамы самой проблемы с идентификацией состояний, то ребёнок, как правило, вырастает «эмоциональным дебилом», не умея различать в себе движений души, не зная их названий, не понимая, что с ними делать. Да ещё и с убеждением «любые шевеления души — это плохо», если у мамы самой они были заморожены, запрещены.

Как следствие, он не способен понять, что его радует, а что огорчает — его же никто не научил, не показал, не объяснил, как проживается внутри него «радость», а как «огорчение». А значит, он становится не способен сделать какой-либо выбор, исходя их откликов своей души. «Он ничего не хочет!» — истерит мама подростка. А он просто не умеет понять, чего именно он хочет, механизм понимания себя ему никто не сформировал. «Он агрессирует, никого не слушает, всё отвергает, ничего не принимает!» — а как он научится принимать, если его самого вместе со всеми его чувствами никто никогда не принимал?! «Он ведомый, у него словно нет своей головы на плечах!» — а откуда она появится, если мама всю жизнь «лучше знает, что для него правильно», игнорируя его собственные настроения, желания и чувства?!

И если вопрос: «О чём ты сейчас думаешь?» хоть иногда задаётся, то вопрос «Чего ты сейчас чувствуешь?» — крайне редок. А ещё реже — честный рассказ мамы ребёнку о том, что чувствует она сама, да ещё и без перекидывания на других (и особенно на него) ответственности за свои чувства.

Когда мамы обращаются ко мне за советом по воспитанию детей, мне первым делом приходится помочь им встать на позицию ребёнка, прожить самим изнутри его ситуацию, почувствовать её, осознать его состояния, его боль, страх, растерянность — на собственной шкурке. Понять КАКОВО ЕМУ — по-честному, без обесценивания, без сбегания в оправдания и объяснения «от головы». И тогда мама теряется: «О боже, а что с этим делать?!» И я начинаю учить ЕЁ проживать, понимать, принимать в ней самой эти состояния. Делать то, чему когда-то её не научила её мама.

Если у мамы с эмоциональным интеллектом всё в порядке, то и ребёнок вырастет счастливым, успешным, здоровым, внимательным и чутким, способным легко справляться с жизнью.

А как с этим у вас?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *